Деревянное строительство в России имеет глубокие исторические корни, веками сложившиеся традиции и огромный опыт. Дерево играет значительную роль и в современной архитектурно-строительной практике.Основной особенностью русского деревянного зодчества, отличающей его от строительных культур других стран, является срубная техника строительства.
Строительство из дерева исторически велось во многих странах мира, но только в России оно получило необычайно широкий размах. Причина тому — обилие и доступность строевого леса, относительная лёгкость обработки древесины. Деревянное строительство в течение многих веков носило массовый характер. Деревянными были жилища, храмы, крепостные стены, башни, мосты и набережные. Плотницкое мастерство в России, будучи постоянно востребованным, передаваясь из поколения в поколение и совершенствуясь, достигло необыкновенно высокого уровня.
Деревянные здания по своему назначению были достаточно разнообразны. Соответственно, была различна их архитектура и конструктивное устройство. Но все равно основу любой русской деревянной постройки составлял сруб, будь то простая клеть или сложная композиция. И большинство приемов, использовавшихся при строительстве жилища, храма или крепости, были принципиально одинаковыми. Благодаря этому все деревянные постройки, поселения и города выглядели стилистически цельно, в древности образуя грандиозный архитектурный ансамбль величиной во всю страну.
Главной особенностью русского деревянного зодчества является использование срубной техники строительства. Из брёвен возводились стены, перекрытия и завершения зданий. По сути, вся конструктивная основа русских деревянных построек была бревенчатой. В срубах бревна соединялись между собой с помощью пазов и глубоких сложных врубок. Именно плотность соединения бревен обеспечивала прочность срубных конструкций и позволяла возводить очень высокие постройки. Среди сохранившихся на Севере деревянных храмов встречаются здания высотой до 40–45 м. Причем это сельские приходские церкви, а городские или монастырские храмы, несомненно, могли быть и выше. Доски, плахи (половины бревен) или бруски были достаточно трудоемки в изготовлении, и поэтому использовались только там, где это было действительно необходимо.
Плотницкое мастерство состояло из умения возводить бревенчатые здания традиционными методами с использованием многовекового строительного опыта. Процесс строительства начинался с правильной заготовки и первичной обработки материала, что обеспечивало древесине особые свойства и долговечность. Далее приступали к основной работе — к изготовлению сруба. Здесь требовалась точность разметки и тщательность выборки пазов и врубок для того, чтобы жилые дома были тёплыми, а высокие храмы или башни — прочными и стабильными. В больших постройках срубы соединялись между собой, образуя сложные, развитые в плане и в объеме композиции. Немалую трудность представляло собой возведение срубных завершений, достижение правильности форм шатров, кубов, «бочек», крещатых «бочек» или их сочетаний. Каркасные конструкции также имели сложные и плотные соединения элементов. Полы и потолки сплачивались из брусков, плах или досок, соединявшихся между собой с помощью шипов и пазов. Вырезанные в срубе проемы специальным образом укреплялись по краям для того, чтобы сруб сохранял прочность, и перерубленные бревна не разъезжались. Деревянные кровли, казалось бы, относительно недолговечные, при правильном подборе материала и грамотной укладке могли выполнять свою функцию до сотни лет. Гвозди использовались только для крепления дощатых элементов или кровли, состоящей из мелкоштучных элементов.
Благодаря умелому и качественному строительству, деревянные жилые отапливаемые здания могли служить век или более, а неотапливаемые — до нескольких веков. Примеры такой долговечности — храмы, которые даже будучи заброшенными, простояли с начала ХХ века без ремонта и ухода, но сохранились до нашего времени.
В традиционном деревянном зодчестве все соединения выполнялись с помощью врубок, врезок, шипов и пазов с минимальным использованием металлических креплений. Наши представления о русском деревянном зодчестве основываются на объектах XVII–XIX веков. Построек, относящихся к более раннему времени, сохранилось очень мало. По сути, мы хорошо знаем только завершающий этап в развитии русского деревянного зодчества. Но и в этот относительно небольшой период отчётливо видится эволюция архитектурных форм, строительных приёмов и конструкций.
Историю русской архитектуры мы обычно разделяем на допетровскую эпоху, когда жили и развивались древнерусские традиции, и Новое время, когда в строительство стали активно внедряться европейские влияния и регулярность. В деревянном зодчестве этот рубеж наступил значительно позже и проявился не столь резко. На Русском Севере в течение всего XVIII века устойчиво и незыблемо сохранялась традиционная культура строительства из дерева. Начало XIX века считается рубежом, когда традиционные строительные приемы стали исчезать или видоизменяться.
С этого времени применение архитектурных проектов, очень часто типовых, начало внедряться в церковное строительство. Постепенно видоизме-нялись архитектурные формы и других типов зданий, планировки помещений, конструкции, декор. Хотя даже в конце XIX — начале ХХ вековв деревянном строительстве по-прежнему использовалось немало традиционных приемов.
Поэтому в русском деревянном зодчестве мы выделяем постройкистаринные традиционные и позднейшие стилевые. В первых — материалопределяет формообразование и придает зданию неповторимый и самобытный колорит. Вторые — просто воспроизводят в дереве архитектурныеформы, присущие разным стилям и направлениям. Конечно, наибольшуюценность и интерес имеют постройки, возведенные из бревен традиционными методами и технологиями. Именно из этого пласта мы черпаем уникальные знания и умение работать с деревом.
В обозримый исторический период также эволюционировал плотницкий инструмент и, соответственно, приемы обработки дерева. Тяжелыеколунообразные топоры, еще использовавшиеся в XVII веке, в следующемXVIII столетии уступили место более легким топорам с тонким лезвием.В XIX веке в связи с распространением легких конструкций в строительном обиходе появляется много инструментов, предназначенных для обработки тонких дощатых элементов.
В соответствии с общим ходом развития архитектуры и строительс-тва основная тенденция — это рационализация конструкций, облегчение,освобождение от избыточного материала. Эта тенденция особенно заметно проявлялась на исходе Средневековья и в Новое время. Соответственно изменялся характер здания, его тектоничность, величина и освещенностьинтерьеров, цветовые решения.
Старинные постройки, сделанные с большим запасом прочности,оказывались и более долговечными. Массивность и тяжесть материалапридавала зданию совершенно особый колорит, создавая образ постройкистабильной, незыблемой, защищающей от всех врагов и невзгод. Это образдома в соответствии с древними представлениями об устройстве мира.
Таким образом, опыт возведения традиционных деревянных пост-роек интересен и ценен для нас во всех отношениях. И как одно из ярких проявлений национальной культуры, и как основа для реставрационной отрасли, и как материал для осмысления и использования в новом строительстве из дерева.
Книга по плотницкому мастерству в России
Скандинавия Хаус советует всем желающим узнать больше об русском деревянном зодчистве, прочитав книгу "Традиционное строительство из дерева и плотницкое мастерство".
Данная книга представляет собой научно-популярный рассказ об основных традиционных приемах и технологиях, применявшихся при строительстве деревянных зданий. Освещается полный цикл производства работ — заготовка леса, первичная обработка материала, возведение бревенчатых стен и покрытий, полов и потолков, устройство проемов, укладка деревянных кровель, вплоть до декоративной обработки деталей.
Книга предназначена архитекторам, строителям и реставраторам, работающим с деревом, и всем, кто интересуется традиционным деревянным зодчеством и русской культурой в целом.